Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар

Вторник, 16.04.2024, 20:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Новости. Документы. | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (полностью)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость в создании представительного выборного органа народа саами как объединяющей структуры, открытой, коллегиальной, доступной, самоуправляющейся, способной продвигать права и нести ответственность за их реализацию перед всем народом, возникла давно. Вопросы создания такой структуры поднимались на разных уровня и в разные годы становления саамского самосознания.
И чтобы дать правильное понятие, для чего мы поднимаем этот вопрос, хочу обратить Ваше внимание на исторический факт.
В России на волне реформаторской деятельности императора Александра II на Кольском полуострове в 1866 году была образована саамская волость с выборным органом народного представительства, как вариантом самоуправления.
По мнению профессора саамского института университета Тромсё Юхана Альберта Кальстада такая форма самоуправления Кольских саамов и была своеобразным первым саамским парламентом. Она имела большую степень самоуправления, поскольку на всех уровнях саамские обычаи, их исконные интересы и правовые нормы были определяющими в его работе. Саамская волость реально просуществовала до советского периода.
Именно этот факт дал толчок к принятию решения о создании Куэллнэгк нёарк Самь соббара, для облегчения понимания на международном уровне мы приняли решение называть его Саамский парламент Кольского полуострова.
Первое, что было сделано: заключили Соглашение между двумя головными общественными организациями АКС и ООСМО, затем подтвердили полномочия созданной Инициативной группы по созданию саамского парламента на заседании Координационного Совета общественных организаций и общин.
В дальнейшем изучались правовые документы как международные, так и Российской Федерации, на основе которых и было принято решение обратиться в Правительство и Областную Думу Мурманской области для оказания нам юридической помощи. Было оправлено письмо с приложениями о двухпалатной Думе, мы искали разные варианты, просили помощи и юридической экспертизы от исполнительной и законодательной власти региона.
Одновременно нам не было отказано в проведении 1 Съезда саамов, чем мы и воспользовались, чтобы коллегиально принять решение о создании СП. Констатирую, что он прошел, и было принято решение о создании представительного единого органа нашего народа, его назвали Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области.
Губернатору, правительству, региональной думе и главному федеральному инспектору по Мурманской области направлена окончательная резолюция I съезда саамов от 22.12.2008 г.
«Мы, делегаты Первого съезда саамов Мурманской области, отмечаем: …
( http://www.b-port.com/news/archive/2009-02-04-4/ )
• «… приняв решение о создании на переходный период - до урегулирования отдельным законом Мурманской области прямого представительства саамов в органах государственной власти Мурманской области, единого выборного Совета уполномоченных представителей саамов,
• избрав в состав Совета 9 человек из числа делегатов Съезда сроком на два года, и подтвердив полномочия следующих избранных уполномоченных представителей саамов Мурманской области:
Совкиной Валентины Вячеславовны,
Кобелева Александра Андреевича,
Авдеевой Ларисы Павловны,
Праховой Анны Даниловны,
Матрёхина Ивана Яковлевича,
Крамарова Василия Валерьевича, (представитель общин)
Сакмаркина Андрея Михайловича,
Данилова Андрея Федоровича,
Афанасьевой Нины Елисеевны...»

Дальше ситуация разворачивалась стремительным образом: не знаю с чьей подачи, но было направлено письмо от представителей общин, которые якобы утверждали, что их интересы ущемлены. И в течение месяца Губернатор Мурманской области выносит Постановление о создании Совета представителей коренного народа при Правительстве. В итоге создано два Совета. Произошла подмена понятий и всего, что мы приняли на первом Съезде. Метод реализации плана Правительства я не могу назвать демократичным, так как данный Совет состоит из представителей общин, которых определяет Комиссия, согласно представленным Протоколам общих собраний общин и назначенных руководителей от Правительства. От нас был запрос в Прокуратуру по правомерности создания Совета при Правительстве. (ответ в Приложении)
Мы не остановились и продолжили работу по налаживанию взаимодействия с представителями власти всех уровней.
В основе работы Парламента заложен механизм социально-экономического и политико-правового развития саами на разные сроки и по разным направлениям, заключение договоров и соглашений с органами государственной власти и с предприятиями, использующими государственные ресурсы. Поддержка и развитие саамских предприятий через Региональную целевую программу, реализацию которой Парламент мог бы взять под свой контроль. В перспективе при согласовании с органами государственной власти Парламент мог бы взять полностью на себя реализацию данной программы (в отношении народа саами) с привлечением не только федеральных бюджетных средств, но и средств из других источников.
Для реализации законных прав и интересов коренного малочисленного народа Кольского полуострова - саами в Мурманской области создаются определенные предпосылки, что обусловлено положениями Устава Мурманской области. Например, в Уставе говорится о содействии "коренному народу Кольского Севера - саами - в реализации их прав на сохранение и развитие родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев" (ст.21 п.2), а также о том, что "в исторически сложившихся районах проживания саами пользуются правами на традиционные виды природопользования и промыслов" (ст.21 п.З). Вместе с тем, необходимо отметить, что региональное законодательство области в отношении народа саами практически не развито.
12.12.2010 года мы провели второй Съезд саамов, на котором подтвердили решения первого Съезда: 1. Утвердить временный представительный орган саамского народа – Саамский Парламент – Куэллнегк нёарк Самь Соббар (далее Парламент) со следующими полномочиями:
• по представлению коренного малочисленного народа Мурманской области – саами в федеральных, региональных и муниципальных органах власти России и за рубежом в переходный период, т.е. до избрания Парламента, наделённого полномочиями на постоянной основе;
• по созданию своей администрации на правах юридического лица в соответствии с законодательством России;
• по разработке и принятию положений, постановлений, резолюций и других необходимых актов, касающейся своей компетенции;
• по ведению хозяйственной, финансовой, административной и иной деятельности, в соответствии со своей компетенцией;
• по подготовке, созыву и проведению очередного (очередных) Съездов коренного малочисленного народа Мурманской области – саами, проводимых ежегодно для отчёта перед народом, а для подтверждения своих полномочий и перевыборов (по необходимости) Парламента 1 раз в четыре года.
• Избрать представителей – членов Парламента в количестве 9 (девяти) человек (перечислить поименно)

На втором заседании КНСС (15.01.2011) утвердили Положение, регламент и структуру.
При неоднократном обращении к Губернатору МО, в Правительство Мурманской области и Областную Думу о взаимодействии, мы получаем ответ (один из последних): 09.11.2011 – взаимодействие государства с общественными объединениями регламентируется ст.17 №82-ФЗ и они не вправе вмешиваться в деятельность ОО. Также сообщают, что мы не имеем юридического лица, как ОО. Так как мы не являемся ОО, но ссылаемся на ст.3, гл.1 №82-ФЗ от 19.05.1995
«Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».
Решением КНСС создано юридическое лицо представительного выборного органа саамов: «Фонд саамского наследия и развития» (Протокол № 4 от 17.04.2011)
Свидетельство о государственной регистрации № 1115100000510 от 08.07.11

Есть вопросы, которые надо решать. И региональные власти могли бы принять решения по сотрудничеству с созданным Саамским Парламентом. Например:
1. О выборном представительном органе саамов Мурманской области.
2. О Законе Мурманской области "О коренном малочисленном народе Мурманской области - саами"
3. О Концепции сохранения и развития коренного народа Мурманского области - саами и долгосрочной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области на 2009-2013 годы»
3. О Реестре саамов.
4. О туриндустрии и проекте "Русская Лапландия".
6. Об экспертном Совете по этно-экологической экспертизе и работе промышленных компаний.
7. О предоставлении помещения в г. Мурманске.
Для примера: об освоении территорий Кольского полуострова, заключении договоров с промышленными компаниями проведение этнологических экспертиз. Ответ получили от 05.05.2009, он лаконичен: «Проведение этнологической экспертизы перечня мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов невозможно по причине того, что закон по этнологической экспертизе до настоящего времени не принят и механизм ее проведения не утвержден».
В нашей работе приходится использовать все инструменты и самый важный, это общение, общение через СМИ, интернет, собрания, частные встречи.
КНСС составлен буклет о наших предложениях, был реализован на собственные пожертвования и долевого участия Саамского женского форума и правового центра «Галду» проект «Регион», который осуществила Российская газета. Пробуем выпускать свой информационный вестник «Самь Еммьне»/»Саамская земля». Созданы свои сайты, пока бесплатно, но на них мы выставляем информацию и обсуждаем злободневные темы. При подготовке ежемесячных заседаний, при формировании повестки дня, рассылаются приглашения на заседания. Они открыты.
Также хочу отметить, мы плодотворно сотрудничаем с Саамскими Парламентами Норвегии, Швеции и Финляндии, парламентарским Советом, Союзом Саамов и признательны, что они поддерживают нас своим опытом и признанием нашего представительного органа.

Спасибо за внимание и поддержку. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

С уважением, Валентина Совкина, председатель Саамского парламента Кольского полуострова/ Куэллнегк нёарк Самь Соббар
Sincerely, Valentina Sovkina, Chairperson of the Saami Parliament of the Kola Peninsula
Категория: Документы | Добавил: saamisups (18.11.2011)
Просмотров: 805 | Теги: парламент, саами., самоопределение | Рейтинг: 0.0/0

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Документы [39]
Документы, обращения Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области - Российского саамского парламента.
Первый Съезда саамов Мурманской области [3]
Материалы Первого Съезда саамов Мурманской области
Новости. [54]
новости регионов, саамские новости, саамские организации и их деятельность
Второй Съезд саамов Мурманской области [4]
Все о 2 Съезде саамов Мурманской области
Третий Съезд саамов Мурманской области [2]
Новости, документы, обсуждения, источники и ссылки на материалы

Поиск

Статистика