В Мурманскую областную Думу Председателю МОД Е.В.НИКОРЕ
Губернатору Мурманской области Д.В. ДМИТРИЕНКО
Главному федеральному инспектору в МО В.П. ЛОСЕВУ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области, (избран на Первом съезде саамов Мурманской области 14.12.2008) 10.04.2009 В апреле 2009 года на законодательном уровне закреплены полномочия Правительства РФ по разработке и утверждению Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также Перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности. Данное дополнение внесено в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Закрепление в соответствующих Перечнях определения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и видов их традиционного хозяйствования имеет важное значение для практики правоприменения действующего законодательства, использующего такие термины, как "места традиционного проживания", "традиционная хозяйственная деятельность" и др. СУПС МО считает, что внесение определенности в данную терминологию будет способствовать реализации коренного малочисленного народа саами своих прав, предусмотренных и закрепленных в ряде отраслевых норм: Налогового кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ и других нормативных правовых актов. Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности саами перечень мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности призван служить целям защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов нашего народа. Органы государственной власти Мурманской области, в соответствии с новой нормой пп.1 и 2 ч. 2 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" обязаны представить в Правительство Российской Федерации такие перечни (срок не установлен). На наш взгляд такой перечень, который будет непосредственным образом касаться традиционной хозяйственной деятельности и исконной среды обитания саами и определять эти ключевые для жизнедеятельности нашего народа принципиальные понятия, должен: а) учитывать мнение народа саами, высказанное на Первом съезде саамов Мурманской области, отраженном в резолюции съезда; б) до его представления в Правительство РФ пройти этнологическую экспертизу. Для решения организационных вопросов по реализации этих задач СУПС МО предлагает: 1. организовать рабочую группу, в состав который включить представителей Мурманской областной Думы, Правительства Мурманской области, Общественной Палаты Мурманской области, СУПС МО (список представителей СУПС МО в состав рабочей группы прилагается) 2. определить в качестве эксперта по данному вопросу от народа саами, с правом представлять мнение саами, как коренного малочисленного народа РФ от Мурманской области, согласованное в рабочей группе либо представленное в качестве альтернативного заключения, в органах государственной власти РФ и Мурманской области председателя СУПС МО Совкину В.В. При работе над этим вопросом учесть, что для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, право на благоприятную окружающую среду тесно связано с правом на защиту исконной среды обитания. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" исконная среда обитания малочисленных народов - это исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую, хозяйственную жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся к категории объектов, подлежащих особой охране со стороны государства. Необходимо определить, в чем конкретно заключаются основные направления провозглашенной особой государственной охраны (ни в одной из последующих статей названного Закона, ни в других нормативных правовых актах, направленных на регулирование основных вопросов жизнедеятельности коренных малочисленных народов, нет механизма, закрепляющего особую государственную охрану указанных объектов правового регулирования), заявителей коренных малочисленных народов.