Уважаемый Андрей Федорович! В
ответ на Ваше «Открытое обращение» по вопросу участия общественных
объединений, граждан, объединений юридических лиц в распределении и
контроле за освоением квот на вылов биологических водных ресурсов,
поступившее по электронной почте мною рассмотрено. По результатам рассмотрения информирю Вас о следующем. Согласно
пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ №
166) граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц
(ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на состояние водных
биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного
самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны
обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые
установлены законодательством. В
частности, Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»
(далее – ФЗ № 52) установлены следующие формы участия граждан и
общественных объединений в вопросах охраны и использования животного
мира, сохранения и восстановления среды его обитания, а также в
общественном контроле в области охраны окружающей среды: в соответствии
со статьей 10 ФЗ № 52 граждане и юридические лица, включая общественные
объединения и религиозные организации, участвуют в охране и
использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его
обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации. В связи с этим граждане и юридические лица имеют право: -получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; -проводить общественную экологическую экспертизу; -осуществлять общественный контроль; -проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания; -содействовать реализации соответствующих государственных программ. Органы
государственной власти при осуществлении своих полномочий в области
охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания
учитывают предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. Статьей
68 ФЗ № 52 определено, что общественный контроль в области охраны
окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в
целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и
предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей
среды. Общественный
контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический
контроль) осуществляется общественными объединениями и иными
некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также
гражданами в соответствии с законодательством. Результаты
общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного
экологического контроля), представленные в органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. Статьей
33 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004 (далее – ФЗ №166) предусмотрено
формирование для каждого рыбохозяйственного бассейна научно –
промыслового совета (далее – НПС) в целях подготовки предложений о
сохранении водных биоресурсов, в том числе предложений о распределении
квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых
возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Порядок
деятельности бассейновых НПС утвержден приказом Государственного
Комитета Российской Федерации по рыболовству от 17.04.2008 № 318.
Согласно пункта 6 «Порядка деятельности бассейновых научно-промысловых
советов», утвержденного вышеназванным приказом, состав НПС формируется
из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научно –
исследовательских организаций, федеральных государственных учреждений
бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству и организации
рыболовства, а также из общественных объединений, в том числе коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». В
соответствии с приведенной выше информацией, нормативными правовыми
документами в области рыболовства предусматривается участие общественных
объединений коренных малочисленных народов в распределении квот на
добычу (вылов) водных биоресурсов. Механизм правового регулирования данного права следующий. В
соответствии с частью 1 статьи 30 ФЗ №166 квоты добычи (вылова) водных
биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом
исполнительной власти в области рыболовства (Федеральным агентством по
рыболовству), в том числе, применительно к квотам
добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного
образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ
№166 Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, на
основании выделенных Федеральным агентством по рыболовству квот и заявок
от лиц, относящихся к представителям коренного малочисленного народа
саами, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности, и их общин, распределяет квоты водных
биоресурсов (в 2012 году – в отношении добычи (вылова) трески, пикши и
сига). В соответствии со статьей 30 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Требования
статьи 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях», в соответствии с которой вмешательство органов
государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных
объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в
деятельность органов государственной власти и их лиц, не допускается, за
исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным законом
являются реализацией указанной правовой нормы. Исходя
из данных норм законодательства, право инициативы участия общественного
объединения в той или иной сфере общественной жизни для реализации
целей, указанных в уставе общественного объединения, не может быть
осуществлено никаким органом государственной власти или государственным
учреждением. Следовательно,
по вопросам участия Мончегорского отделения Общественной организации
саамов Мурманской области, другого общественного объединения, в решении
вопросов по распределению и общественному контролю за освоением квот на
вылов биологических водных ресурсов, в соответствии с изложенными выше
нормами законодательства Российской Федерации, данное общественное
объединение вправе самостоятельно обратиться в уполномоченные органы
исполнительной власти в области рыболовства Баренцево-Беломорское
территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и
Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. Согласно
пункта 5 статьи 2 ФЗ № 166 Правительством Мурманской области обеспечена
реализация права участия граждан, общественных объединений в подготовке
решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние
водных биоресурсов. Советом
представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве
Мурманской области (далее – Совет) - коллегиальным совещательным органом
при Правительстве Мурманской области, созданным, в
соответствии с Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях
прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Законом
Мурманской области от 30.06.2008 № 984-01-ЗМО «О государственной
поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области,
осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности», в
целях защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов
Севера в Мурманской области – саамов установлено взаимодействие с
указанными выше органами. Руководители Баренцево-Беломорского
территориального управления Федерального агентства по рыболовству и
Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области являются
участниками практически всех заседаний Совета, на которых регулярно
обсуждаются вопросы выделения и освоения квот (объемов) на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного
образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
коренных народов Севера. Регламентом
Совета обеспечено право участия на его заседаниях представителей
общественных объединений, общин и отдельных граждан из числа коренных
малочисленных народов Севера, не входящих в его состав. Решения Совета в
установленном законодательством порядке рассматриваются органами
государственной власти. Примером
реализации данного взаимодействия в области реализации прав народа
саами в сфере осуществления вида традиционной хозяйственной деятельности
- рыболовства является увеличение квот добычи (вылова): трески на 100 т
(квота на 2011 и 2012 год составила по 300 т), пикши на 25 т (квота на
2011 и 2012 годы – по 75 т). Данное
решение Федерального агентства по рыболовству было принято на основании
материалов заседания Северного бассейнового научно-промыслового совета
(г. Москва, октябрь 2010 г.), на котором было рассмотрено и одобрено
обращение Совета с аргументированными предложениями по увеличению квот. Также
примером одной из форм участия граждан и общественных объединений в
вопросах выделения квот водных биоресурсов является оказание
информационной, технической и иной помощи представителям саами при
оформлении и подаче заявок на выделение квот. Положительная практика
такого взаимодействия Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской
области и общественных объединений саами сформировалась при сборе заявок
на квоты на 2012 год. Результатом
проделанной работы явилось значительное увеличение, в течение последних
лет, количества лиц из числа коренных малочисленных народов и их общин,
которыми были реализовано право на освоение выделенных квот (объемов)
на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в целях обеспечения
традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной
деятельности. Губернатор Мурманской области М. В. Ковтун
|