Саамский парламент Куэллнэгк нёарк Са̄мь Соббар

Суббота, 20.04.2024, 15:14

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Новости. Документы. | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Документы

Открытое письмо Мурманской областной думе
В Мурманскую областную Думу
Председателю МОД
Е.В. НИКОРЕ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области
(избран на Первом съезде саамов Мурманской области 14.12.2008)

10.04.2009
В соответствии с нормами Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", блок прав коренных малочисленных народов и лиц, к ним относящихся, может быть представлен как коллективными, так и индивидуальными правами. Коллективными правами наделены коренные малочисленные народы, объединения коренных малочисленных народов, а индивидуальными - отдельные лица, относящиеся к коренным малочисленным народам (ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
При этом следует отметить, что перечень коллективных прав коренных малочисленных народов, представленный в ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", значительно шире, чем индивидуальных. Так, к числу коллективных прав коренных малочисленных народов относятся: право на участие через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов; право на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на участие в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на участие в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на получение от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальных и финансовых средств, необходимых для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что целый ряд прав как индивидуальных, так и коллективных, содержащихся в приведенном перечне, предусмотрен отраслевым федеральным законодательством. Так, право на возмещение убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, закреплено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" в виде более общего права каждого гражданина Российской Федерации - на возмещение вреда, причиненного окружающей среде (п. 1 ст. 11). Право коренных малочисленных народов и их объединений на участие в проведении экологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов также получило свое закрепление в более общем виде сразу в нескольких актах - Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (п. 1 ст. 12) и Федеральном законе "Об экологической экспертизе" (п. 1 ст. 19). Коренные малочисленные народы свои коллективные права могут выразить через съезд народа– высший представительный орган народа. В перерывах между съездами, в качестве высшего представительного органа может действовать рабочий орган, избранный съездом для этих целей. 
Коллективными субъектами вышеназванных прав от имени народа саами в РФ и Мурманской области выступают, как это закреплено в ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", объединения коренных малочисленных народов. Высшим органом народа саами на сегодняшний день является съезд (Первый съезд саами Мурманской области состоялся 14.12.2009) и избранный съездом единый представительный орган. Первым съездом саамов МО был избран СУПС, уполномоченный быть коллегиальным субъектом этих прав от имени народа саами в период до следующего съезда. 
Органы власти РФ и регионов (как исполнительные, так и представительные) при принятии решений, касающихся коренных малочисленных народов, должны учитывать мнение коренных малочисленных народов, проживающих на соответствующих территориях. Коренным малочисленным народом РФ в Мурманской области является народ саами (ст. 21 Устава МО). До издания специального закона Мурманской области, при решении вопросов, принимаемых государственной властью РФ и региона, касающихся саами (их исконной среды обитания, традиционного хозяйствования, территорий традиционного природопользования, налогообложения ит.д.) должно учитываться то, что мнение всего народа саами может быть выражено на съезде саамов Мурманской области либо органом, избранным съездом с целью представлять интересы народа в период между съездами. Мнение иных объединений, представителей и групп (организаций, общин, национально-культурных автономий и т.д.) должно рассматриваться как уважаемое и законное мнение соответствующих объединений, представителей и групп, но не мнение всего народа саами. Только создание единого органа и установление порядка его взаимодействия с органами государственной власти является единственным цивилизованным механизмом, предотвращающим несогласованность решений и упорядочивающим практику применения региональных норм и правил, устанавливаемых областным законодательным органом, которым должны соответствовать и правовые нормы, устанавливаемые исполнительной властью.  
Во избежание возможной рассогласованности и незаконного дублирования функций высшего единого представительного органа народа саами, СУПС предлагает приступить к разработке закона Мурманской области (иного законодательного акта Мурманской областной Думы), регулирующего взаимодействие всех органов государственной власти Мурманской области и высшего единого представительного органа народа саами, избираемого самим народом.
Для реализации этой задачи предлагаем создать рабочую группу в состав который включить представителей Мурманской областной Думы, Правительства Мурманской области, Общественной Палаты Мурманской области, СУПС МО (список представителей СУПС МО в состав рабочей группы прилагается). 


Категория: Документы | Добавил: saamisups (12.04.2009)
Просмотров: 1180 | Теги: открытое письмо, обращение, Саами, совет уполномоченных | Рейтинг: 5.0/10

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Документы [39]
Документы, обращения Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области - Российского саамского парламента.
Первый Съезда саамов Мурманской области [3]
Материалы Первого Съезда саамов Мурманской области
Новости. [54]
новости регионов, саамские новости, саамские организации и их деятельность
Второй Съезд саамов Мурманской области [4]
Все о 2 Съезде саамов Мурманской области
Третий Съезд саамов Мурманской области [2]
Новости, документы, обсуждения, источники и ссылки на материалы

Поиск

Статистика